Выборность акимов или готовы ли чиновники к демократии?

Зачастую, со стороны чиновников можно было услышать утверждение, что народ нашей страны еще не готов к демократии. Но народ давно был готов к демократии и требовал выборности акимов всех уровней. Под давлением народных масс, власть, скрипя сердцем пошла на уступки и с 2021 года была введена выборность акимов сел, поселков и сельских округов. Теперь народ ждет введения выборности акимов районов, а за этим акимов областей и городов.

То, что был введен институт выборности сельских акимов, конечно радует. Но сельский аким сильно ограничен и в правах и возможностях. Многие села у нас являются дотационными и не смогут решать даже самые бытовые и житейские проблемы села без помощи с района и области. Особенно сильно это заметно чисто в сельскохозяйственных округах, где нет крупных промышленных предприятий. Даже гарантированная стопроцентная победа истинно народного кандидата не гарантирует решения всех или хотя бы части проблем села. Все дело в том, что хоть аким и избран народом, но он вынужден продолжать работать в старой системе по старым порядкам и правилам игры. И бюджета села может банально не хватать даже для оплаты электричества в самом акимате, не говоря уже о более крупных проблемах села. И сколько бы народ не требовал от своего акима решения проблем села, без дополнительных вливаний в бюджет, он этого физически не сможет сделать при всем его огромном желании. Чтобы иметь эти дополнительные деньги, сельский аким вынужден идти на «поклон» к акиму района или области. И вот тут и кроется слабое звено системы.

Ни для кого не секрет, что вся чиновничья вертикаль власти у нас опутана коррупционными сетями, хотя принято говорить, что этого у нас нет. Сплошь и рядом имеются годами отработанные и налаженные схемы присвоения бюджетных денег чиновниками. И вот такой выборный аким села, может стать настоящей проблемой для устоявшихся годами схем. Если новый избранный аким действительно патриот своего села и страны, он не согласится пойти на коррупционный шаг. А отказ принимать правила игры старой системы ломает пути вывода бюджетных денег. Что очень невыгодно чиновникам старой формации. На этом этапе, когда народный сельский аким отказывается присваивать народные деньги, а назначаемый районный аким не может из-за это получить свою «долю пирога» от откатов на госзакупках, может вызвать конфликт интересов. Здесь акимы старой формации могут начать вставлять палки в колеса народному сельскому акиму, всячески его дискредитировать, ну или банально придумывать отговорки, якобы о том, что на их село не предусмотрено денег в ближайшие несколько лет и придется довольствоваться только налогами собираемыми с сельчан. Конечно утрирую, но думаю суть понятна. В этом еще дополнительно и кроется большая политическая пассивность населения.

Какие бы сладкие речи не лились из уст чиновников с экранов телевизора, народ все равно не обманешь. И народ прекрасно понимает, что выборность только сельских акимов их проблему не решит. И чтобы проблемы простых сельчан начали решаться, не достаточно выборности одних только сельских акимов, нужна такая же выборность акимов района и акимов области. Только когда вся вертикаль власти региона будет выборной, только тогда сельчанин на своей шкуре почувствует влияние демократии, только тогда сельский житель начнет политизироваться и пытаться выдвигать свои предложения и решения тех или иных проблем.

Но поскольку вся существующая система чиновничьего аппарата все тридцать лет выстраивалась как монолит призванный служить интересам узкой группы лиц, а не всему народу страны, то мы и имеем еще соответствующее законодательство. Поэтому следует кардинально поменять все законы и нормативно-правовые акты относительно выборности акимов. А в частности, нужно существенно снизить ценз на выдвижение кандидатов в части наличия опыта работы на госслужбе и высшем образовании. Что толку от акима с высшим образованием с сотней красных дипломов, у которого познания в сельском хозяйстве ограничены начальной школой? Любому акиму краснодипломнику не профильной специальности может банально не хватить знаний и навыков по решению проблем конкретного села. И что толку, что он доктор юридических наук, если он не понимает процесса роста простого колоска пшеницы? А обычный тракторист Берик, со школьным аттестатом, без всяких диссертаций знает, как посадить и вырастить пшеницу, чтобы она дала урожай. Как организовать сенокос и выпас скота, чтобы корова дала молоко, а не сдохла с голоду. Народу нужно показать, что время чиновников-назначенцев, чиновников-управленцев должно уйти в прошлое. Нам нужны чиновники-хозяйственники, которые всем сердцем будут болеть за свое село. И люди, которые могут стать такими хозяйственниками в народе есть. Но на то он и хозяйственник, что не готов распылять себя на поприще, которое заведомо невыполнимо и не решаемо при всем его желании.

Резюмируя, хочется сказать, что чиновникам на местах пора понять, что Январь 2022 года поменял многое в сознание народа, и что Новый Казахстан возможен будет только с новыми порядками, когда есть выборность акимов всех уровней, где каждый аким несет персональную ответственность перед избирателями, что нет никаких государственных денег и бюджетные деньги – это деньги налогоплательщиков, и за каждую потраченную тиынку аким должен отчитываться будет перед народом, а не перед начальником его назначившим.

В своем мартовском послании президент страны Касым-Жомарт Токаев озвучил многие вещи, которые многократно озвучивала партия ОСДП. Готова ли власть принять, что выборность акимов всех уровней и разумный ценз для кандидата может стать одним из инструментов политизации населения и построения Нового Казахстана? Народ уже давно созрел к демократии и жаждет её, а готовы ли к демократии чиновники?

Виктор Калгин, Председатель Восточно-Казахстанского областного филиала ОСДП.

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву
24.01.2024
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРДІҢ БІРІНШІ ОРЫНБАСАРЫ Р. СКЛЯРҒА ДЕПУТАТТЫҚ САУАЛ
17.01.2024
Депутатский запрос А.Рахимжанова Министру труда и социальной защиты населения РК Жакуповой С. К.
27.12.2023
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Министру здравоохранения. Министру труда и социальной защиты