Будут ли депутаты исключать «Жасыл даму» из числа оператора РОП

Сегодня в Мажилисе состоялся круглый стол, организованной депутатской фракцией ОСДП на тему «Снижение ставок утилизационного платежа и сбора за первичную регистрацию».

Заместитель председателя АО «Жасыл даму» Данияр Досымбеков подчеркнул, что с 14 мая 2022 года размер утилизационного платежа был снижен в 2 раза. По его словам, «Жасыл даму» является лишь оператором по его сбору и дальнейшему направлению в соответствии с Экологическим кодексом. Он напомнил, что население уплату утилизационного платежа связывает лишь со стоимостью автомобилей, тогда как он применяется к 500 видам товаров, включая кабельно-проводниковую продукцию, шины, резины, бумажную и стеклянную упаковку, срок службы которых намного меньше, чем эксплуатируется автомобиль.

«У прежнего оператора были более широкие полномочия по самостоятельному определению порядка и условий направления средств, так как форма собственности являлась частной, что неприемлемо для «Жасыл даму» как госкомпании», - уточнил он.

Сейчас наиболее остро стоит вопрос по утилизации твердо-бытовых отходов. К сожалению, объем переработки ТБО в Казахстане составляет всего 3% от всего объема. В Евросоюзе объем переработки ТБО превышает 60%.

По словам «Жасыл даму», проведены переговоры как с местными, так и внешними партнерами, имеющими передовой опыт по утилизации ТБО, подготовлена необходимая нормативная база.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Ильяс Оспанов Ильяс Есетович подчеркнул, что платежи и сбор на первичную регистрацию автомобилей за последние несколько лет снижены с 30 до 15%. На сегодняшний день утилизационный платеж не входит в стоимость автомобилей, выпущенных в Казахстане. Если опираться на статистику – из 77% проданных в Казахстане автомобилей 23% имеют казахстанское содержание. Он согласился с тем, что утилизационный сбор является элементом нетарифного регулирования. Такие регуляционные механизмы есть в России с 2012 года, в Узбекистане – с 2020.

Он напомнил, что есть проблемы мирового производства автопрома, такие как вопросы логистики и дефицита на комплектующие. Возросшая стоимость автомобилей связана с объективными факторами. Поэтому он призвал участников встречи рассматривать объективные причины роста стоимости автомобилей.

Заместитель директора департамента государственной политики в управлении отходами Министерства экологии и природных ресурсов РК Динара Ажигалиева Нурымкызы обратила внимание на то, что вопросы утильсбора необходимо рассматривать с учетом специфики Казахстана. Так, в стране нет мощностей по переработке бумаги и картона. Вопросы утильплатежа в отношении автопрома касаются в целом управления отрасли автомобильной промышленности.

Депутат Нурлан Ауесбаев задал вопрос, как препятствовать ввозу нелегальных автомобилей.

По словам вице-министра МИИР, для незаконного ввоза автомобилей отработан четкий план действий. До этого лишь на границах принимались меры по недопущению незаконного ввоза, сегодня обсуждение правил ведется в правительстве. Кроме того, обсуждаются вопросы регулирования государственного страхования автомобилей. Уполномоченным органом в этом вопросе является МВД, которым вырабатывается общая стратегия. Депутат Ажар Сагандыкова напомнила, что и к МИИР, и к МЭГПР есть вопросы по введению утильсбора в свете повышения стоимости автомобилей. Вопросы о роли автопрома и по РОПу очень болезненны, и необходимо обратить внимание на то, как возвращать средства, направленные незаконно на другие цели, и на что они будут потрачены.

Заместитель директора департамента МЭГПР Динара Ажгалиева пояснила, что средства от РОП, собираемые по более 500 позиций, могут быть направлены по 15 направлениям. В мае текущего года совет безопасности рассматривал данный вопрос с приоритетом на развитие отрасли по переработке отходов. В рамках 15 направлений действуют две крупные меры господдержки с управлением отходами – субсидирование и материально-техническое оснащение. Поправки касательно субсидирования находятся в мажилисе, это требует принятия подзаконных актов.

Депутат Наурыз Сайлаубай напомнил, что ОСДП направлялось два запроса по теме утильсборов. Он уточнил, почему при стоимости автомобиля на 4 млн тенге после пересечения границы Казахстана сумма возрастает до 7 млн.

В целом, ответы представителей ключевых министерств по этим вопросам были весьма размыты, чиновники обещали представить письменные вопросы.

Депутат Бакытжан Базарбек покритиковал представителей госорганов за низкую компетентность. Он подчеркнул, что если так будет продолжаться, партии «Аманат», ОСДП, «Народная партия» и другие фракции могут блокировать все профильные законопроекты и настоять на исключении «Жасыл даму» из числа операторов РОП. Тем более, что эта организация становится еще более закрытой, чем прежде, у них даже сайт не работает.

«Почему львиная доля средств направляется на стимулирование переработки, а результатов нет. Почему после снижения суммы утильсбора на 50% не видим в экологии никаких изменений», - задал вопросы депутат, подчеркнув, что депутаты могут инициировать прокурорскую проверку в отношении оператора.

Как подчеркнул модератор мероприятия, депутат Мажилиса от партии ОСДП Наурыз Сайлаубай, это первая, но далеко не последняя встреча депутатов, представителей госорганов и общественного сектора. Диалог будет продолжаться в стенах парламента.

Пресс-служба ОСДП