
Парламентская фракция Общенациональной социал-демократической партии провела в Мажилисе круглый стол по вопросам условных земельных долей (паёв). В заседании приняли участие депутаты Мажилиса, представители ОСДП, Минсельхоза, Миннацэкономики, Генеральной прокуратуры, а также ряда местных исполнительных органов.
Председатель ОСДП и её парламентской фракции Асхат Рахимжанов рассказал об инициированном депутатами партии законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам условных земельных долей».
Он отметил, что паи являются важным элементом системы землепользования в Казахстане. И сейчас назрела необходимость модернизации системы с акцентом на защиту прав пайщиков. В частности, многие пайщики на протяжении долгих лет не могут вывести свои земельные доли из состава ТОО или получить дивиденды.
«Разработка законопроекта обусловлена необходимостью в совершенствовании правового регулирования вопросов, касающихся условных земельных долей, улучшение механизмов принятия решений участниками, передавшими права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или взноса в производственные кооперативы.
Законопроект направлен на максимальную защиту прав и интересов граждан, являющихся их собственниками. Он также предусматривает более эффективный учёт и оценку земель сельскохозяйственного назначения, используемых в уставном капитале действующих юридических лиц. Важным элементом законопроекта является уточнение правового статуса лиц, являющихся собственниками условных земельных долей, а также повышение уровня вовлечённости участников товариществ с ограниченной ответственностью, которые внесли свои условные земельные доли в качестве части уставного капитала», – рассказал Асхат Рахимжанов.
Наряду с этим, законопроект также призван минимизировать конфликты и повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель путём:
- Внесения изменений в законодательство, обеспечивающих регулярную переоценку стоимости уставного капитала ТОО, в частности, земель сельскохозяйственного назначения, что позволит более точно отражать рыночную стоимость долей пайщиков.
- Усиления защиты прав пайщиков, включая необходимость получения их согласия на залог земель сельскохозяйственного назначения.
- Усиления ответственности исполнительных органов ТОО за проведение общих собраний и принятие решений, касающихся судьбы земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в случае выдела и раздела земельных участков.
Эти нововведения должны исключить возможность незаконного залога, продажи или отчуждения таких земель.
«В связи с изложенным продвижение настоящего законопроекта в законопроектном процессе является обоснованным и своевременным. Данный законопроект поддержан заключением научно-правовой и научно лингвистической экспертизы», – отметил председатель ОСДП.
Председатель Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов не поддержал нормы законопроекта, предложив внести их отдельными поправками. Он также предложил решать проблемы пайщиков точечно, и отметил, что в Казахстане зарегистрировано порядка 200 тысяч хозяйствующих субъектов в АПК, и проблемы, которые поднимают представители ОСДП, ранее были зафиксированы лишь в 169 таких субъектах. При этом решить проблемные вопросы, по его словам, удалось уже на 91 таком субъекте.
«Нельзя говорить, следуя вашей логике, что люди, которые столкнулись с такими проблемами – пусть сами решают свои проблемы. Вы говорите, не нужно настолько драматизировать вопрос. А наша партия говорит, что здесь вопрос не просто правоприменительной практики. Здесь вопрос выстроенной системы социально-политических, экономических взаимоотношений на селе. (…) Почему кто-то у нас пользуется большими правами? А простой сельчанин – выйти из состава ТОО для него является такой проблемой, что он вынужден бегать с адвокатами по всем инстанциям, когда он должен просто как гражданин воспользоваться возможностью создать свой бизнес», – парировал доводы Темиржанова председатель ОСДП.
Также партийцы отметили, что хозяйств, где не соблюдаются интересы пайщиков, в Казахстане не несколько десятков, а в разы больше.
«Мурат Баритович, я могу вам все эти списки показать, можно прямо сейчас выехать и показать те сёла, где сейчас плачевная ситуация. Почему сельчане переезжают в города? Потому, что ни земли нет, чтобы скот пасти, ни корма – условий нет», – отметил руководитель центрального аппарата ОСДП Максут Насибулов.
ОСДП продолжит работу по продвижению законопроекта. Партия уже многие годы защищает права пайщиков. К примеру, пайщикам в селе Тищенко СКО при содействии ОСДП выплаты были увеличены в 4 раза.
Также стоит отметить, что ОСДП создала «Электронную базу данных пайщиков», которая постоянно пополняется. Она включает данные о пайщиках, участниках ТОО, АО, крестьянских хозяйств и кооперативов, которые получили условные земельные доли от государства и не могут воспользоваться своими правами. Партийцы намерены объединить в этой базе данные всех сельчан, которые потеряли и не могут вернуть земли или выйти из составов ТОО, а также тех, кто не получает свои дивиденды или получает мизерные выплаты. Только в 2022 году в ОСДП поступило более 500 обращений сельчан из всех регионов Казахстана.
Для справки:
В 90-е годы, после развала совхозов и колхозов, Парламент РК утвердил вопрос передачи земель сельскохозяйственного назначения местному населению в арендное пользование на 49 лет. На уровне каждого района и сельского округа вопрос решался индивидуально. Сельчанам выдавались земельные участки без указания границ и территорий. После получения актов на участки пайщики предоставляли свои земли в аренду организациям, занятым в аграрном секторе. Это оформлялось на договорной основе.
По условиям заключенных договоров владельцы паев получали дивиденды (зерном, сеном, углём и т.д.). В редких случаях дивиденды начислялись в денежном выражении. В 2004 году были внесены корректировки в Земельный кодекс РК, согласно которым держатели условных земельных долей были обязаны зарегистрировать юридическое лицо и провести процесс отчуждения своих участков.
Но на тот момент далеко не у каждого сельчанина были средства для ведения бизнеса и юридическая грамотность для создания АО, ТОО или КХ. В конечном итоге, за отведенное Земельным кодексом короткое время сельчане не имели возможности открыть кадастровое дело и очертить свои участки. У них оставался только один выход – войти в состав ТОО, которое уже ранее занималось земледелием на местах. С этого момента пайщики стали участниками/учредителями ТОО, где имели долю в 00,1%, а порой и вовсе 0,001% в уставном капитале. Их общая максимальная доля составляет 5-10% в уставном капитале товариществ. При этом, основные владельцы могли внести долю в виде одного старого трактора или в размере всего 10 тысяч тенге. И такая ситуация наблюдается почти в каждом селе Казахстана.
С 2005 года большинство ТОО получали миллионные и миллиардные кредиты, заложив земли пайщиков и нарушая их конституционные права, так как они не получали разрешений от участников ТОО.
Самовольное решение главных учредителей приводило к упадку товарищества и обнищанию сельчан. А некоторые организации подавали на процедуры банкротства, так как не могли оплатить полученные кредиты. После закрытия банки забирали заложенные земли. До сегодняшнего дня руководители ТОО закладывают земли сельчан в банках для получения кредитов. Вся эта проблема происходит из-за того, что законодательство о товариществах с ограниченной возможностью не работает, так как со стороны правоохранительных, местных исполнительных органов и Министерства сельского хозяйства не ведётся надлежащий контроль.