Что предлагает ОСДП для решения проблем пайщиков в Казахстане

Парламентская фракция Общенациональной социал-демократической партии провела в Мажилисе круглый стол по вопросам условных земельных долей (паёв). В заседании приняли участие депутаты Мажилиса, представители ОСДП, Минсельхоза, Миннацэкономики, Генеральной прокуратуры, а также ряда местных исполнительных органов.

Председатель ОСДП и её парламентской фракции Асхат Рахимжанов рассказал об инициированном депутатами партии законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам условных земельных долей».

Он отметил, что паи являются важным элементом системы землепользования в Казахстане. И сейчас назрела необходимость модернизации системы с акцентом на защиту прав пайщиков. В частности, многие пайщики на протяжении долгих лет не могут вывести свои земельные доли из состава ТОО или получить дивиденды.

«Разработка законопроекта обусловлена необходимостью в совершенствовании правового регулирования вопросов, касающихся условных земельных долей, улучшение механизмов принятия решений участниками, передавшими права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или взноса в производственные кооперативы.

Законопроект направлен на максимальную защиту прав и интересов граждан, являющихся их собственниками. Он также предусматривает более эффективный учёт и оценку земель сельскохозяйственного назначения, используемых в уставном капитале действующих юридических лиц. Важным элементом законопроекта является уточнение правового статуса лиц, являющихся собственниками условных земельных долей, а также повышение уровня вовлечённости участников товариществ с ограниченной ответственностью, которые внесли свои условные земельные доли в качестве части уставного капитала», – рассказал Асхат Рахимжанов.

Наряду с этим, законопроект также призван минимизировать конфликты и повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель путём:

  1. Внесения изменений в законодательство, обеспечивающих регулярную переоценку стоимости уставного капитала ТОО, в частности, земель сельскохозяйственного назначения, что позволит более точно отражать рыночную стоимость долей пайщиков.
  2. Усиления защиты прав пайщиков, включая необходимость получения их согласия на залог земель сельскохозяйственного назначения.
  3. Усиления ответственности исполнительных органов ТОО за проведение общих собраний и принятие решений, касающихся судьбы земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в случае выдела и раздела земельных участков.

Эти нововведения должны исключить возможность незаконного залога, продажи или отчуждения таких земель.

«В связи с изложенным продвижение настоящего законопроекта в законопроектном процессе является обоснованным и своевременным. Данный законопроект поддержан заключением научно-правовой и научно лингвистической экспертизы», – отметил председатель ОСДП.

Председатель Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов не поддержал нормы законопроекта, предложив внести их отдельными поправками. Он также предложил решать проблемы пайщиков точечно, и отметил, что в Казахстане зарегистрировано порядка 200 тысяч хозяйствующих субъектов в АПК, и проблемы, которые поднимают представители ОСДП, ранее были зафиксированы лишь в 169 таких субъектах. При этом решить проблемные вопросы, по его словам, удалось уже на 91 таком субъекте.

«Нельзя говорить, следуя вашей логике, что люди, которые столкнулись с такими проблемами – пусть сами решают свои проблемы. Вы говорите, не нужно настолько драматизировать вопрос. А наша партия говорит, что здесь вопрос не просто правоприменительной практики. Здесь вопрос выстроенной системы социально-политических, экономических взаимоотношений на селе. (…) Почему кто-то у нас пользуется большими правами? А простой сельчанин – выйти из состава ТОО для него является такой проблемой, что он вынужден бегать с адвокатами по всем инстанциям, когда он должен просто как гражданин воспользоваться возможностью создать свой бизнес», – парировал доводы Темиржанова председатель ОСДП.

Также партийцы отметили, что хозяйств, где не соблюдаются интересы пайщиков, в Казахстане не несколько десятков, а в разы больше.

«Мурат Баритович, я могу вам все эти списки показать, можно прямо сейчас выехать и показать те сёла, где сейчас плачевная ситуация. Почему сельчане переезжают в города? Потому, что ни земли нет, чтобы скот пасти, ни корма – условий нет», – отметил руководитель центрального аппарата ОСДП Максут Насибулов.

ОСДП продолжит работу по продвижению законопроекта. Партия уже многие годы защищает права пайщиков. К примеру, пайщикам в селе Тищенко СКО при содействии ОСДП выплаты были увеличены в 4 раза.

Также стоит отметить, что ОСДП создала «Электронную базу данных пайщиков», которая постоянно пополняется. Она включает данные о пайщиках, участниках ТОО, АО, крестьянских хозяйств и кооперативов, которые получили условные земельные доли от государства и не могут воспользоваться своими правами. Партийцы намерены объединить в этой базе данные всех сельчан, которые потеряли и не могут вернуть земли или выйти из составов ТОО, а также тех, кто не получает свои дивиденды или получает мизерные выплаты. Только в 2022 году в ОСДП поступило более 500 обращений сельчан из всех регионов Казахстана.

Для справки:

В 90-е годы, после развала совхозов и колхозов, Парламент РК утвердил вопрос передачи земель сельскохозяйственного назначения местному населению в арендное пользование на 49 лет. На уровне каждого района и сельского округа вопрос решался индивидуально. Сельчанам выдавались земельные участки без указания границ и территорий. После получения актов на участки пайщики предоставляли свои земли в аренду организациям, занятым в аграрном секторе. Это оформлялось на договорной основе.

По условиям заключенных договоров владельцы паев получали дивиденды (зерном, сеном, углём и т.д.). В редких случаях дивиденды начислялись в денежном выражении. В 2004 году были внесены корректировки в Земельный кодекс РК, согласно которым держатели условных земельных долей были обязаны зарегистрировать юридическое лицо и провести процесс отчуждения своих участков.

Но на тот момент далеко не у каждого сельчанина были средства для ведения бизнеса и юридическая грамотность для создания АО, ТОО или КХ. В конечном итоге, за отведенное Земельным кодексом короткое время сельчане не имели возможности открыть кадастровое дело и очертить свои участки. У них оставался только один выход – войти в состав ТОО, которое уже ранее занималось земледелием на местах. С этого момента пайщики стали участниками/учредителями ТОО, где имели долю в 00,1%, а порой и вовсе 0,001% в уставном капитале. Их общая максимальная доля составляет 5-10% в уставном капитале товариществ. При этом, основные владельцы могли внести долю в виде одного старого трактора или в размере всего 10 тысяч тенге. И такая ситуация наблюдается почти в каждом селе Казахстана.

С 2005 года большинство ТОО получали миллионные и миллиардные кредиты, заложив земли пайщиков и нарушая их конституционные права, так как они не получали разрешений от участников ТОО.

Самовольное решение главных учредителей приводило к упадку товарищества и обнищанию сельчан. А некоторые организации подавали на процедуры банкротства, так как не могли оплатить полученные кредиты. После закрытия банки забирали заложенные земли. До сегодняшнего дня руководители ТОО закладывают земли сельчан в банках для получения кредитов. Вся эта проблема происходит из-за того, что законодательство о товариществах с ограниченной возможностью не работает, так как со стороны правоохранительных, местных исполнительных органов и Министерства сельского хозяйства не ведётся надлежащий контроль.