Казахстанцам должны компенсировать затраты на частные клиники, если они обратились туда по вине государственных – ОСДП

Члены Общенациональной социал-демократической партии на себе испытали доступность и качество медицинских услуг и остались неудовлетворены ими. Результаты социального эксперимента в депутатском запросе министру здравоохранения страны Акмарал Альназаровой озвучил председатель ОСДП Асхат Рахимжанов.

Депутат напомнил главе Минздрава ее выступление в Мажилисе, когда Альназарова затронула вопрос неравенства в доступности медицинской помощи.

Асхат Рахимжанов отметил, что все поликлиники сегодня получают финансирование за каждого прикрепленного к ним гражданина, независимо от того, оказывали ли ему услуги или нет. При этом, по словам депутата, казахстанская медицина порой забывает о главной цели – оказание качественных услуг населению, просто-напросто зарабатывая деньги.

«Столичным филиалом Общенациональной социал-демократической партии был проведен эксперимент по физической доступности медицинских услуг, в связи с этим просим Вас обратить внимание на имеющиеся сложности с получением данных услуг.

Часто в столичных поликлиниках не отвечает даже номер регистрации, сложно с первого раза записаться к врачам (к примеру, так происходит во второй городской поликлинике. В 2GIS в и поисковой системе Google зачастую указаны некорректные номера телефонов. Но и номер, который их руководство выдает за действующей, отвечает не всегда).  

Контакты управления здравоохранения города Астаны также недоступны, как и график приема граждан к его руководителю. Аналогичный вопрос касается и руководства городских поликлиник. Они практически недоступны для граждан, а потому остается лишь писать обращения в систему e-otinish», – констатировал Рахимжанов.

В депутатском запросе приведена вся хронология знакомства члена партии с «прелестями» казахстанской медицины, которую председатель ОСДП охарактеризовал как «7 кругов медицинского обслуживания». Весь процесс – от первой попытки попасть на прием к терапевту до назначения курса лечения, – занял 3 месяца. Асхат Рахимжанов зачитал краткую выжимку дневника пациента Каната Есжана.

«Это и трудности с дозвоном до поликлиники, чтобы встать в очередь к терапевту, и бесконечные переносы приема по различным причинам – то в отпуске находится, то время закончилось. Также приемы все время проходят с опозданием, в среднем на 30 минут. Назначают одни препараты, выписывают рецепты с другими препаратами, порой вообще отменяют. В итоге поставили предварительный диагноз ему «полный тромбоз наружных вен».

И вот, пройдя это все, рентген, УЗИ, нужно обратно записаться к терапевту, чтобы он уже выписал определенное лечение. И вот он позвонил обратно 17 февраля уже 2025 года, и ему сообщили, что записи закончились, нужно звонить после 27 февраля, и записываться на март. Получается, 3 месяца человек с очень рискованным заболеванием – тромбоз вен, который может в любую минуту оторваться, не может попасть к врачу и получить полноценное лечение», – возмутился депутат.

Он привел еще один пример своеволия государственных поликлиник. Один из членов ОСДП обратился в поликлинику №9 за справкой формы №075/у (по правилам Минздрава для ее получение необходимы: заключение терапевта/ВОП; заключение нарколога; заключение психиатра; данные рентгенологического (флюорографического) обследования; врачебное заключение о профессиональной пригодности с указанием условий). В поликлинике №9 эти услуги обошлись партийцу в 5 тысяч тенге, а в поликлинике №5 к вышеперечисленным заключениям добавили еще и невропатолога, окулиста, ЛОР, хирурга, ЭКГ, микрореакцию, и выставили счет уже в размере 10 тысяч тенге.

«Почему у нас в двух поликлиниках в одном городе два разных прайса? Куда смотрят контрольные органы Минздрава? Где прокуратура? Такое безобразие творится у нас в Астане! Страшно представить, что в регионах». 

Система здравоохранения не должна ставить перед собой зарабатывание денег. Мы наглядно мы показали на двух примерах, что такое государственное предприятие на праве хозяйственного ведения», – резюмировал Асхат Рахимжанов.

В связи с этим ОСДП предлагает Минздраву:

  1. пересмотреть государственную политику в сфере здравоохранения, и все государственные предприятия здравоохранения перевести на право оперативного управления. Тогда задача у врачей будет стоять только лечение населения;

  2. предусмотреть механизм, если граждане не смогли по вине поликлиник получить услуги в государственных поликлиниках, предусмотреть компенсацию расходов в частных медицинских центрах. Только в этом случае у них будет стимул делать все, чтобы граждане не теряли свое время и нервы, а услуги получали качественно, эффективно и своевременно.

Стоит отметить, члены ОСДП уже продолжительное время заявляют о несостоятельности системы обязательного медстрахования (ОСМС). В одном из депутатских запросов члены парламентской фракции даже предложили, что ОСМС поощряет казахстанцев болеть. Также депутаты предлагали возвращать плательщикам ОСМС, которые в течение года ни разу не обращались за медпомощью, 50% их взносов, однако получили отписки от Минздрава. ОСДП требует, чтобы государство обеспечило максимальную прозрачность и подотчетность по ОСМС перед обществом.

Пресс-служба ОСДП