Лоббируют ли чиновники интересы застройщиков

Такой вопрос недавно озвучили эксперты-экологи в ходе недавнего заседания круглого стола, организованного в Астане Общенациональной социал-демократической партией (ОСДП).

Так, эксперт в области управления отходами Аслан Кульмагамбетов подчеркнул, что несанкционированные свалки близ Астаны в основном образуют недобросовестные застройщики, которые не занимаются утилизацией строительных отходов.

Но при этом в продажу одного квадратного метра готового жилья или офисного помещения включаются средства для безопасного захоронения строительных отходов.

«Однако строительные компании, в гонке за получением сверхдоходов, не желают полученные средства использовать по назначению, создавая несанкционированные свалки, которые акимат за счет бюджета потом ликвидирует. Они либо заключают договоры напрямую с полигоном, либо нанимают мусоровывозящую компанию. Но по факту договора с полигонами могут быть, а отходы туда не завозятся, так как сваливаются на несанкционированных свалках», - пояснил Аслан Кульмагамбетов.

Затем акимат тратит бюджетные средства на ликвидацию отходов. Причем сумма, выделяемая на эти цели из средств налогоплательщиков, возросла вдвое – со 125 миллионов до 250 миллионов тенге.

«Получается, строительным компаниям удобно очень, ведь не им вывозить отходы. Вы же все равно потом из бюджета возьмете деньги и проведете ликвидацию. Хотя на самом деле они должны оплачивать. И борьбу надо, по нашему мнению, вести не с мусоровывозящими компаниями и с газелями, а со строительными компаниями», - считает эксперт.

Аслан Кульмагамбетов убежден, что обязательно необходимо заключать договор напрямую с полигоном. А полигон, в свою очередь, обязать разработать онлайн-программу, чтобы отслеживать передвижение мусоровозов через GPS-навигатор и видеть, куда они вывозят мусор.

«Только тогда мы сможем взять этот вопрос под контроль. Несанкционированных свалок не будет, на это средства абсолютно никакие не нужны. Нужна только железная воля акима города, который, используя особый статус столицы, может принять постановление и обязать строительные компании завозить отходы на полигон. Второе постановление – это запрет вывоза строительных отходов за пределы населенных пунктов», - уточнил эксперт в области управления отходами.

Заместитель председателя комитета строительства министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР) Бакытжан Жунисбеков решил заступиться за застройщиков.

По его словам, на сегодняшний день строительные организации находятся в безвыходном положении, потому что размещать мусор на полигонах твердых бытовых отходов им запрещено, в соответствии с 351 статьей Экологического кодекса, вывозить куда-либо тоже запрещено.

«В этой связи застройщики максимально используют строительные отходы в качестве повторного сырья при строительно-монтажных работах. У нас тоже в этом плане разработан норматив, который указывает, что можно повторно применять и перерабатывать. Но сегодня участниками «круглого стола» были озвучены случаи, когда на строительной площадке закапываются крупные бетонные сооружения, крупные отходы, которые фактически нельзя захоронять на строительной площадке. Это, конечно, явное нарушение», - пояснил он.

По информации председателя Ассоциации KazWaste Шынболата Байкулова, немаловажной проблемой, которая является преградой для переработки мусора, является отсутствие сортировки мусора на строительных объектах. Пищевые отходы и пластиковая посуда, которая остается после трапезы строителей, сбрасывается в один контейнер, который содержит такие ценные фракции, как кирпич, гипсокартон, газоблок, которые впоследствии могли быть переработаны и возвращены в оборот.

Глава ассоциации подчеркнул, что с ноября 2022 года приказом министра экологии были введены правила, устанавливающие запрет на смешивание отходов. Оно запрещено и Экологическим кодексом, но данные нормы на практике не выполняются. Тем не менее, Бакытжан Жунисбеков предложил выработать меры поощрения для застройщиков, чтобы они не смешивали строительный мусор.

«Может даже платить какую-то таксу за то, чтобы строительный мусор не смешивался с другими видами отходов. Государству легче будет платить за то, чтобы мусоровоз привез в нужное место качественный строительный мусор для переработки, чем потом ликвидировать эти свалки в разных местах», - предложил представитель МИИР РК.

Это вызвало смех в зале.

«То есть вы хотите сказать, чтобы олигархам, строителям государство еще платило за то, чтобы они откуда-то привезли строительный мусор?», - задалась вопросом председатель «Ассоциации практикующих экологов» Лаура Маликова.

В этом контексте многие эксперты высказали мнение, что с учетом вышесказанного складывается впечатление, что государственные органы лоббируют интересы строительных компаний.

И. о. руководителя Департамента государственной политики по управлению отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК (МЭГПР) Динара Ажигалиева, в свою очередь, пояснила, что МЭГПР инициировало в министерство торговли разработку национальных стандартов по повторному использованию тех или иных отходов, в том числе строительных, непосредственно на строительных объектах, включая строительство дорог.

«И возможно в рамках Градостроительного кодекса, который сегодня разрабатывается, депутаты заложат норму о том, что при строительстве того или иного объекта какой-то процент отходов должен быть переработан», - отметила и.о. главы департамента по управлению отходами.

Кроме того, МЭГПР намерен ввести в Экологический кодекс отдельную статью за несанкционированное размещение отходов, так как нынешние штрафы за создание несанкционированных свалок – мизерные.

«За повторное нарушение мы предлагаем обозначить в Кодексе об административных правонарушениях» норму о том, чтобы пойти по немецкому опыту и либо лишать нарушителей водительских прав, либо размещать машину непосредственно на штрафстоянке, лишать транспорта на определенное время», - уточнила Динара Ажигалиева.

Для контроля системы управления отходами ведомство намерено развивать информационную систему по мониторингу движения специализированного транспорта.

«Образователи отходов, помимо заключения договоров с полигонами, должны вести контроль вплоть до момента передачи переработчику отходов. Для этого в Кодексе заложена норма, в соответствии с которой каждый мусоровывозящий транспорт должен быть оснащен GPS-системой. Сейчас мы эту базу только разработали, она действует в пилотном режиме. Мы через ассоциации направили информацию, чтобы строительные компании, которые имеют мусоровозы, включенные в наш реестр, подключились к этому пилотному проекту», - отметила руководитель департамента.

В настоящее время в рамках системы eQurylys министерства индустрии есть возможность отслеживать застройщиков по вывозу строительных отходов. Но она распространяется только на строительные проекты с государственным участием.

Заместитель председателя комитета строительства пояснил, что при любой проверке контролирующих органов любая подрядная организация должна отчитаться по наличию талонов на размещение мусора в полигонах твердых бытовых отходов.

«Если застройщики выполнили работы по возведению несущих конструкций, их подписывает авторский и технический надзор. Если они включают в акты выполненных работ вывоз мусора, то это подкрепляется талонами с полигонов ТБО. Если не включают – значит они не вывезли его. Если они фактически имеют талоны на 5 тонн отходов, а у них в смете предусматривается 15 тонн, то они просто не получат деньги за эти отходы по актам выполненных работ. И по ним, соответственно, может возникнуть вопрос, где они расположили этот мусор», - пояснил Бакытжан Жунисбеков.

Он подчеркнул, что это касается в основном застройщиков, задействованных в строительстве объектов с участием государства, так как они напрямую зависят от выплат из бюджета.

По его информации, с 2023 года комитет строительства МИИР обязал частных застройщиков составлять сметную документацию, в которой заложены требования по включению расходов на вывоз мусора.

В этой связи, участники круглого стола выразили надежду, что после таких мер ситуация будет выправляться.

По итогам мероприятия была принята резолюция, с расписанным алгоритмом действий по улучшению ситуации как для государственных органов, так и для общественных организаций и депутатов Мажилиса Парламента РК.

Пресс-служба ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы
22.05.2024
Су айдындарында браконьерлікке қарсы күрестің проблемалық мәселелеріне қатысты өзінің депутаттық сауал
22.05.2024
Депутатский запрос касательно проблемных вопросов борьбы с браконьерством на водоемах
02.05.2024
Н.Сайлаубайдың Ауыл шаруашылығы министрі Айдарбек Сапаровқа, Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ауыл шаруашылығы техникасы бағасының өсуіне қатысты жолдаған депутаттық сауал
22.04.2024
Депутатский запрос Ажар Сагандыковой Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам водного канала имени К. Сатпаева
22.04.2024
Наурыз Сайлаубайдың Өнеркәсіп және құрылыс министрі Қанат Шарлапаевқа ипотекалық бағдарламалар жөнінде жолдаған депутаттық сауалы
13.03.2024
Біздің депутаттық сауал Премьер-Министр О.А.Бектеновке
13.03.2024
Депутатский запрос А.Сагандыковой Премьер-министру О.А.Бектенову
31.01.2024
ҚР Оқу-ағарту министрі Ғани Бектайұлы Бейсембаевқа депутаттық сауал
31.01.2024
Депутатский запрос члена фракции ОСДП Ажар Сагандыковой Министру просвещения РК Гани Бейсембаеву