Национализация стратегических объектов: опыт развитых стран и актуальность для Казахстана

В мире накоплен богатый опыт национализации ключевых отраслей экономики, особенно в периоды экономических кризисов, военных конфликтов и угроз национальной безопасности. Даже в странах с развитой капиталистической системой государство не раз прибегало к этому инструменту, чтобы сохранить рабочие места, обеспечить бесперебойную работу важнейших секторов и предотвратить крах целых отраслей. Рассмотрим примеры таких шагов в ряде передовых стран.

Канада

После Первой мировой войны, в 1918 году, была создана государственная компания Канадские национальные железные дороги — путём объединения нескольких обанкротившихся частных компаний. Хотя компания была приватизирована в 1995 году, её дочерние структуры, такие как Air Canada, Канадская радиовещательная корпорация, Marine Atlantic и Via Rail, до сих пор остаются в собственности государства.

В 1943 году федеральное правительство Канады национализировало частную компанию Eldorado Resources, занимавшуюся добычей радия и урана, чтобы обеспечить поставки для Манхэттенского проекта.

Hydro-Québec была создана в 1944 году в результате частичной национализации электроэнергетических компаний. В 1960-х годах в ходе «тихой революции» в провинции Квебек были национализированы и оставшиеся 11 частных компаний в этой сфере.

В 1975 году провинция Саскачеван национализировала значительную часть калийной промышленности, выкупив предприятия у частных собственников, чтобы избежать конфронтации.

Франция

После Второй мировой войны в стране прошла масштабная волна национализации. Государство взяло под контроль крупнейшие банки, страховые компании и даже автомобильный концерн Renault. Только в 1996 году Renault был частично приватизирован.

В 1982 году, после избрания Франсуа Миттерана, национализация затронула десятки банков, телекоммуникационные и фармацевтические компании. Это привело к росту роли государства в экономике, укреплению финансовой стабильности, что в свою очередь помогло стабилизировать экономику и укрепить позиции Франции на международной арене.

Швеция

В 1970 году шведское правительство полностью национализировало аптечную отрасль, создав государственную монополию на лекарства — Apoteket AB. Это позволило государству регулировать цены, качество и доступность медикаментов для всех граждан.

Во время банковского кризиса 1990-х Швеция также национализировала ряд банков для предотвращения их краха и системных последствий.

Великобритания

Национализация в этой стране происходила в разные периоды: были национализированы железные дороги, электросети, банки, авиастроительные и телекоммуникационные компании, заводы по производству полупроводников. Особенно активной национализация становилась при лейбористских правительствах, придерживавшихся социал-демократической идеологии. При консервативных и либеральных правительствах чаще наблюдалась обратная тенденция – приватизация.

США

Хотя США традиционно воспринимаются как оплот частного бизнеса, даже здесь неоднократно прибегали к национализации. В XX веке по решению президентов Рузвельта и Трумэна в государственную собственность временно переходили железные дороги, угольные шахты, сталелитейные заводы — всё ради стабильности страны.

Самый яркий пример XXI века – спасение General Motors в 2009 году. Государство выкупило 60% акций, тем самым, не позволив крупнейшему автоконцерну уйти в банкротство, что могло бы привести к массовой безработице и обрушению смежных отраслей.

Это лишь часть примеров. В других странах – как развитых, так и развивающихся – национализация затрагивала преимущественно железные дороги, телекоммуникации, энергетику, металлургию, машиностроение и добывающую промышленность. Целью всегда было сохранение контроля над критически важными сегментами экономики.

Эти примеры доказывают, что национализация – это не признак слабости экономики или шаг к плановой системе, а важный антикризисный инструмент. В большинстве случаев речь шла о временных мерах, направленных на стабилизацию положения и защиту интересов государства и граждан.

Нужно отметить, что частный собственник не всегда является эффективным управленцем. В Казахстане мы стали свидетелями трагических событий в Риддере и Экибастузе, когда в разгар морозов люди оставались без тепла и электричества. Причина – недобросовестное отношение частных компаний к своим обязательствам, экономия на ремонтах, игнорирование требований техники безопасности. После перехода этих предприятий под контроль государства началась активная работа по восстановлению, модернизации и повышению надёжности инфраструктуры.

Программа Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) предусматривает возможность национализации стратегически важных объектов. Это может стать залогом обеспечения национальной безопасности, энергетической независимости и устойчивого развития экономики. При этом ОСДП не выступает за тотальную национализацию всех объектов частной собственности. Мы выступаем исключительно за переход под государственное управление стратегически важных объектов – таких как электростанции, ТЭЦ, отдельные объекты в сфере недропользования, крупные промышленные предприятия и тому подобное. Но даже в этих случаях мы не настаиваем на безоговорочной национализации. Если частный собственник проявляет себя как эффективный управленец, не выкачивает безжалостно ресурсы и доходы из страны, а развивает своё предприятие, инвестирует в модернизацию, в социальную сферу, заботится о гражданах, живущих рядом, – то такой бизнес, наоборот, должен получать поддержку и работать спокойно.

Важно понимать, что национализация – это не самоцель, а мера, продиктованная обстоятельствами. В центре этого подхода стоят интересы граждан и государства. Именно такой подход должен быть приоритетом для любого ответственного правительства.

Председатель Восточно-Казахстанского областного филиала ОСДП Виктор Калгин

Иллюстративное фото. Источник: МПС РК

Смотрите также:
Депутатские запросы