Обман и грабёж народа мошенниками продолжается

Карагандинский областной филиал ОСДП продолжает публиковать истории людей, ставших жертвами мошенников, которые обманом заставляют взять многомиллионные кредиты. Сегодня мошенники могут позвонить едва ли не каждому из нас. Надеемся, что описанные нами случаи и комментарии к ним помогут читателям не попасть в сети аферистов.

В общественную приёмную филиала Общенациональной социал-демократической партии поступают жалобы граждан Казахстана, пострадавших от различных преступных схем. Мы приведём лишь недавние случаи деяний мошенников, на которые попались жители Карагандинского региона.

Ранее на сайте ОСДП и в газете «Социал-Демократ» был опубликован материал о жителе Темиртау Николае Бродецком, который под влиянием группы мошенников, поочерёдно звонивших ему на смартфон, «набрал» кредитов на 12 миллионов тенге (если считать с процентами). За последние годы десятки тысяч казахстанцев были буквальны разорены интернет-мошенниками, не только оформив кредиты, но и потеряв все свои накопления, размещённые на депозитах. Они вынуждены вести споры с банками, добиваться рассмотрения своих дел компетентными органами. Преступников, преимущественно иностранцев, невозможно разыскать... То есть люди, пострадавшие от мошенников, по сути, остались один на один и с преступностью, и с бездействием властей, что ещё больше усугубляет эту социальную проблему.

Этой публикацией мы продолжаем серию поучительных историй казахстанцев из разных городов страны.

Один из наиболее распространённых способов интернет-мошенничества таков: сначала один из группы злоумышленников звонит потерпевшему, представляясь сотрудником оператора сотовой связи, и заявляет, например, о необходимости продлить срок действия SIM-карты телефона, и для его продления надо продиктовать пришедший по SMS код. Тем самым они через специальные программы получают доступ к вашему смартфону. Затем поочередно звонят другие мошенники: у одного роль банковского работника, у другого – сотрудника полиции или КНБ. Сообщают, что на вас преступники – якобы нечистоплотные специалисты банка – пытаются оформить кредит. Далее, взяв под психологический контроль, они заставляют потерпевшего под предлогом, что идут следственно-оперативные мероприятия, взять кредит. Если жертва оказывается слишком доверчивой, кредит могут оформить в нескольких банках, а если есть депозит, изымают и его. Затем якобы для сохранности деньги переводят на "безопасный" счёт...

Именно на такую схему попался житель Караганды Бауыржан Бейсенбаев 1975 г.р. В ноябре 2024г. мошенническим путём на него были оформлены незаконные кредиты в четырёх банках на общую сумму 8 877 267(восемь миллионов восемьсот семьдесят семь тысяч двести шестьдесят семь тенге).

Денежные средства через приложение удалённого доступа, установленное Бейсембаевым на свой телефон под воздействием злоумышленников, были переведены на счета третьих лиц, а затем обналичены.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ОТКАЗ

Казахстанцы могут самостоятельно установить добровольный отказ от получения банковских займов, для этого нужно установить на свой смартфон приложение eGov Мobile. В нем есть услуга "Добровольный отказ от получения банковских займов", где оформляется отсрочка. После ее оформления банки и микрофинансовые организации не смогут предоставить вам кредит. Также можно оформить отказ в отношении своих родителей или близких родственников. Таким образом, даже если они попадутся на уловки мошенников, все равно не смогут взять заём. В случае, если человеку понадобится кредит, он опять же самостоятельно через это же приложение может снять запрет. Необходимо также помнить, что сотрудники банков, полиции, операторов связи никогда не звонят казахстанцам и не предлагают совершить какие-либо действия онлайн.

«Казахстанские операторы сотовой связи никогда не звонят своим клиентам с требованием продлить договор на номер телефона – все договоры бессрочные. Но желательно (если у вас нет ежемесячного тарифа) хотя бы раз в месяц звонить кому-нибудь и минуту разговаривать, а также раз в несколько месяцев закидывать на телефон хотя бы сотню тенге. Так оператор будет знать, что ваш номер действующий. Если вы по какой-то причине утратили свой номер телефона, то всегда можете прийти в офис компании с удостоверением личности, и там вам его восстановят бесплатно. Никогда и никому не говорите никаких цифр и кодов, пришедших вам на телефон (исключения бывают, но звонок по телефону не тот случай). Если вам звонят и просят сделать это, без разговоров бросайте трубку и блокируйте номер звонившего. Даже если вам обещают квартиру, машину, золотые горы или камеру в СИЗО, знайте: это ложь! Без паники! Самый безопасный счет – ваш собственный. Не прикасайтесь к нему, и он целее будет. Госслужащие никогда не позвонят вам и не попросят взять кредит или перевести деньги куда-либо. Так делают только мошенники. ИИН – это ваши личные данные, как и ФИО. Они представляют ценность. Не разглашайте их никому. На улице вы не станете разговаривать со всеми незнакомцами подряд, ведь так? Перенесите это правило на все поступающие вам на телефон звонки. Представиться можно кем угодно. По умолчанию никому не верьте. В крайнем случае сбросьте звонок, самостоятельно узнайте в справочном телефон организации (полиция, КНБ, банк и т.д.), позвоните и узнайте все у дежурного. Или зайдите к ним в офис. Почти со 100% вероятностью вам скажут, что это были мошенники», – напомнил об элементарных правилах безопасности председатель КОФ ОСДП Нурлан Аубакиров.

Поправки в защиту обманутых

В июне 2024 года президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон, который призван не допустить роста долговой нагрузки населения. В частности, для недопущения мошеннических действий введена обязательная биометрическая идентификация по онлайн-займам. Ранее был введен запрет на выдачу займов при наличии в кредитном бюро сведений о добровольном отказе граждан от займов. Законом введено требование о списании финансовыми организациями задолженности по выданным с нарушением указанного запрета займам. По займам, полученным под влиянием мошенников, по которым доказывающие такой факт судебные акты вступили в действие до даты введения в действие закона, задолженность будет списана.

Однако как ранее сообщала ОСДП, нередки случаи, когда фининституты не соблюдают эти нормы. Поэтому казахстанцам следует не терять бдительности. Из тысяч пострадавших особо выделяется история обмана одного карагандинца. Мошенники не звонили ему на телефон, потому что он его не имел. Тем не менее, загадочным образом кредит на его имя был оформлен.

На инвалида, проживающего в Караганде, мошенники оформили кредит в Жезказгане

Об этом случае стало известно 23 ноября 2024 года во время встречи в Караганде председателя ОСДП, депутата Мажилиса Парламента РК Асхата Рахимжанова с пострадавшими. Историю 61-летнего Александра Григоращенко рассказала его 86-летняя мама Эльвира Михайловна. Она с ранней молодости работала коллектором-геофизиком, искала по всему Казахстану уран и другие полезные ископаемые, затем перешла в "Караганда ГИИЗ", где занималась инженерно-геологическими изысканиями.

Выход на пенсию ей не принес покоя и благополучия: дочь навсегда переехала в Москву, а сын Александр в 2006 году получил тяжёлую черепно-мозговую травму. В течение четырех месяцев мужчина находился в полной амнезии, всё это время из головы выкачивали незаживающую гематому. Пошли необратимые процессы: мозг перестал нормально функционировать. Когда сына выписали из больницы, стало понятно, что вести самостоятельный образ жизни он не сможет, за ним придется неусыпно наблюдать и контролировать почти каждый его шаг. Дело в том, что теперь понимание Александром окружающей действительности и всего, что происходит вокруг, можно сравнить с пунктирной линией. Из памяти обязательно выпадают несколько часов прожитого дня, он может крепко запомнить середину какого-то события, а его начало и конец совершенно стираются из памяти, остаются не поддающиеся объяснению отрывки. Когда утром встаёт с кровати, обязательно спрашивает, какой сегодня день недели, месяц, потом вопросы о датах повторяются вновь и вновь.

В остальных аспектах быта Александр мирный и положительный человек. Он получает мизерное пособие в размере 50 тысяч тенге. География его прогулок уже два десятилетия ограничена скамейкой перед подъездом, двором и соседним магазином. В силу возраста и повседневных забот мать не в состоянии ежеминутно следить за тем, с кем сын в течение суток общается. Когда она уезжает в Россию к родственникам, оформляет его в стационар психоневрологического диспансера.

– 11 июня была годовщина смерти моей тёти, которая жила в Екатеринбурге, – вспоминает Эльвира Михайловна. – Я определила Сашу в диспансер и поехала в Россию. Потом съездила к дочери в Москву. Вернулась в Караганду 23-го числа, на следующий день Александра выписали. А уже 25 июня начались наши злоключения... Раздался звонок – заметьте, на домашний телефон. Трубку взял сын. По выражению лица вижу, что он ничего не может понять. Беру трубку. Говорил мужчина, даже не представился: "У вас просрочка по кредиту". Я отвечаю: "Мы никакого кредита не брали. Я последний кредит брала в 1965 году". Он: "Сходите в банк и узнайте". Потом: "А ты сама кто?". Я: "Вообще-то мама!". Он: "Какая ещё мама?" – и бросил трубку.

Звонки, в основном поздно вечером, продолжались. Неизвестный уточнил, что за более точной информацией следует обратиться в "Халык банк", недалеко от дома на улице Орлова находится его отделение. С предчувствием больших неприятностей Эльвира Михайловна отправилась выяснять, о каком кредите идёт речь. Специалист банка пояснил: 7 марта 2024 года Александр оформил в Жезказгане кредитный договор.

– Я потом не раз с изумлением переспрашивала: "В Жезказгане?" – продолжает Эльвира Михайловна. – Специалист подтверждал, показывая договор и другие бумажки. Сын со двора никогда не выходит, что он в далёком городе мог делать в марте? Участковому позвонила. Тот сказал: "Отправляйтесь в полицейское отделение на улице Гапеева". Потом узнала, что кредит этот не простой, взяли в рассрочку какой-то товар на сумму 832 тысячи тенге... Написала заявление. 26 июня открыли уголовное дело, Александра признали потерпевшим.

– Вы были дома в марте, никуда не уезжали?

– Дома находилась. Но мне соседи говорят, что зимой во дворе были машины с жезказганскими номерами.

— Как вы сами думаете, каким образом на Александра в Жезказгане могли взять кредит?

– Не знаю, не могу понять. У сына высчитывают кредит и проценты с пособия – 34 700 тенге ежемесячно. Но что самое необъяснимое – у него нет сотового телефона, он такими устройствами не пользуется. А в кредитном договоре был указан номер телефона и все данные Александра. Если бы даже у него был телефон, SIM-карта была бы зарегистрирована на меня.

– Что полицейские говорят?

– Что это мошенники, что их вычислить нельзя, использовались левые SIM-карты.

– Это именно интернет-мошенники?

– По Интернету брали кредит. 6 марта неизвестный открыл приложение "Халык банка", а 7 марта оформил кредит. Следователь молчит, уже второй или третий сменился. Но следствие идет, как мне сказали в прокуратуре, куда я ходила жаловаться.

Члены ОСДП в ноябре 2024 года помогли Эльвире Григоращенко составить заявление в Агентство РК по регулированию и развитию финрынка. После этого деньги вернули на счёт Александра. Тем не менее, в деле ещё не поставлена точка.

– Как неизвестный человек без участия Александра мог оформить кредит? Может, дело в удостоверении личности, сын не терял его? И вообще, он имеет свободный доступ к своим документам?

– Удостоверение хранится у меня, с собой он его не носит. Если он получает сам пособие, то сразу мне его отдаёт. Я старюсь сама с Сашей ходить за деньгами...

Что могло произойти в марте? Кто-то явно воспользовался недугом Александра, его особенностью забывать начисто о том, что происходило часом ранее. Вполне возможно, что его прямо во дворе хорошенько обработали, выманили нужные сведения. Неудивительно, если мошенник или кто-то из группы преступников проживает совсем рядом со своей жертвой, тоже на улице Орлова. Возможно, на Александра хотели взять куда больший кредит, но, проверив его платежеспособность, основанную только на 50-тысячном пособии, в банке ограничились указанной суммой. Что можно посоветовать Эльвире Михайловне и всем, кто имеет родственников с психическими расстройствами или страдающих от алкогольной или наркотической зависимости? Оформить опеку. Человек должен пройти медицинскую комиссию. На основании положительного заключения суд выносит решение о недееспособности. После регистрации опекунства он уже не сможет самостоятельно (без опекуна) взять кредит и совершить другие серьёзные юридические действия – например, продать свою долю в квартире.

Сейчас члены КОФ ОСДП занимаются вопросом переосвидетельствования Александра Владимировича, который находится на обследовании в психоневрологическом диспансере. Параллельно ведётся работа с правоохранительными органами Юго-Восточного отдела полиции в части взаимодействия с отделением банка в Жезказгане.

– Саша недееспособным не признан. Я в курсе этой процедуры, уже узнавала. Мне 85 лет, в таком возрасте не положено быть опекуном, – говорит его мама.

И очень важный вопрос для партийцев помимо закрытия этого дела в правоохранительных органах Караганды, и отделении банка в Жезказгане – дальнейшее оформления Александра Григоращенко в психоневрологический интернат.

ЕСЛИ ПРИШЕЛ КОД С 1414

Номер 1414 относится к контакт центру по вопросам оказания государственных услуг. Он был создан 29 ноября 2011 года на базе call центра "электронного правительства" АО "Национальные информационные технологии". С 1 апреля 2021 года перешел в ведение госкорпорации "Правительство для граждан". Что значит, если вам присылают код с номера 1414? Если вы самолично заказывали какую то госуслугу, то это значит, что государство просит вас подтвердить запрос, введя код. Например, это может быть ваша электронно цифровая подпись, которой вы можете подтвердить что угодно. Это ваша личная печать и подпись. Никому нельзя давать этот код! Если вы не заказывали государственную услугу, это значит, что кто то, используя ваши данные (ФИО, номере телефона), пытается заказать какую то услугу от вашего имени. Например, получить вашу ЭЦП чтобы затем совершить финансовую сделку, взять кредит и прочее. Никому нельзя сообщать этот код! Что делать? Игнорировать SMS, сбросить звонок мошенника, заблокировать его номер и забыть об инциденте навсегда. Блокировать новые входящие звонки от мошенников.

ОСДП держит на контроле проблемы казахстанцев, пострадавших от кибер-мошенников. Также партийцы призывают граждан Казахстана: Будьте бдительны, сохраняйте свои сбережения и не попадайтесь на уловки мошенников!

Пресс-служба КОФ ОСДП