ОСДП воздержалась от голосования по республиканскому бюджету на 2025-2027 годы

Фракция ОСДП на пленарном заседании Мажилиса Парламента 30 октября 2024 года воздержалась от голосования по проекту закона «О республиканском бюджете на 2025-2027 годы. В своем выступлении председатель фракции Асхат Рахимжанов потребовал от правительства усилить эффективность использования государственных средств и средств Нацфонда и учитывать рекомендации ВАП при планировании республиканского бюджета.

Выступление Асхата Рахимжанова на пленарном заседании Мажилиса. «К сожалению, за более чем 30 лет независимости мы так и не смогли отойти от сырьевой зависимости, о чем свидетельствуют и итоги социально-экономического развития нашей страны за девять месяцев текущего года.

Мы сильно зависим от волатильности цен на нефть и металлы.

Между тем, не стоит забывать, что согласно оценкам, запасы нефти в Казахстане иссякнут через 45 лет. По прогнозам аналитиков, задолго до этого мировой спрос на нефть сначала достигнет пика, а затем снизится. Мы знаем, как негативно это скажется на экономике нашей страны. Поэтому с нашей стороны серьезную обеспокоенность вызывает то, как беспечно мы тратим средства Национального фонда. Причем ежегодно суммы изымаемых трансфертов растут. Недавно заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров заявил журналистам, что у правительства «всегда большие проекты, на что будет тратиться целевой трансферт».

Чиновники не хотят сокращать свои аппетиты.

Если с 2000 по 2023 годы в Национальный фонд было направлено 75,4 трлн тенге, около 70% из них, или 47,8 трлн тенге, было изъято в виде гарантированных и целевых трансфертов. Причем правительство намерено в 2025 году увеличить суммы целевых трансфертов в два раза – с 1,6 до 3,2 трлн тенге.

Средства Нацфонда стремительно расходуются, на сегодня его активы составляют чуть более 32 трлн тенге. Одной из главной целей Нацфонда является накопление финансовых средств для будущих поколений. Но в последние годы деньги тратятся на текущие расходы и эти расходы из года в год растут, рискуя оставить будущие поколение без стратегического запаса финансов. Причем у министров экономического блока и мыслей нет о том, чтобы сокращать эти расходы. Они лишь разводят руками, утверждая, что 40% бюджета имеют социальную направленность – это пенсии и социальные пособия.

Странно говорить об этом, учитывая, что население Казахстана – молодое, средний возраст казахстанцев – 32 года, и их нужно просто обеспечить эффективными рабочими местами. При этом мы забываем о том, сколько коррупционных дел раскрывается в Казахстане (а сколько происходит в латентной форме) и махинаций с использованием средств государственного бюджета. Мы тратим их неэффективно, поэтому и пришли к разбитому корыту.

11 октября глава Национального банка Тимур Сулейменов предложил включить целевой трансферт в периметр бюджетного правила, чтобы его нельзя было произвольно увеличивать. И мы считаем это решение правильным. Все бюджетные и не бюджетные средства должны быть под контролем. Данную норму необходимо внести в Бюджетный кодекс, который сейчас рассматривается в Парламенте.

Однако судя по позиции правительства, это предложение не будет воспринято положительно, так как «в таком случае некоторые приоритетные проекты могут остаться без финансирования».

Наряду с этим, ситуация с госдолгом также неоднозначна, по общеизвестной информации он вырос на 7% и составил 27,2 трлн тенге или 22,5% к ВВП. Вместе с тем, проведенный аудит отмечает, что в расчете ковенантов заложено слабая методологическая основа, что приводит к неэффективности для формирования взвешенной долговой политики. Мы считаем, что ковенанты должны быть стабильными. Правительство должно прекратить эту злостную практику и ответственно подойти к методологии расчетов ковенантов.

Также хочу отметить, что рекомендации ВАП правительством не учитываются. По отдельным направлениям ВАП дала рекомендацию провести: оптимизацию на 3 млрд тенге, перераспределение на 117 млрд тенге, и дополнительно предусмотреть 12,2 млрд. тенге.

Однако, в представленном правительством проекте бюджета эти рекомендации не были учтены. И в этом ключе возникает два вопроса: почему правительство игнорирует рекомендации ВАП и в чем эффективность и смысл заключения ВАП по оценке бюджета?

В связи с вышесказанным, фракция ОСДП воздерживается от принятия бюджета, и требует от правительства усиления эффективности использования государственных средств и средств Нацфонда и учета рекомендации ВАП при планировании республиканского бюджета.

Благодарю за внимание!» – сказал председатель фракции ОСДП Асхат Рахимжанов.

Пресс-служба ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы