Строительный кодекс не решает ключевую проблему по систематизации застройки населенных пунктов

Профессиональное сообщество не согласно с действующей редакцией Кодекса и предлагает Мажилису вернуть его в правительство на доработку

В ходе пресс-конференции по проекту Строительного кодекса председатель комитета строительства и ЖКХ президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова подчеркнула, что профильное ведомство – министерство промышленности и строительства (МПС) – презентовало нормы Строительного кодекса, которые оказались декларативными.

«Когда министерство презентовало свой проект Строительного кодекса правительству, были слайды, и слайды были идеальные. Когда вы их посмотрите, там идеально разработана тактика, стратегия, смысл и суть, но в самом Кодексе этого нет, и на наши вопросы, где то, о чем они говорили в слайдах, ответов мы не получили», - отметила она.

В свою очередь, председатель комитета Development ОЮЛ «Ассоциации участников рынка коммерческой недвижимости «QAZPROPERTY» Кайрат Кокенов подчеркнул, что первого сентября 2022 года президент поднял вопрос о необходимости разработки Градостроительного кодекса, который бы решал проблемы точечной застройки городов, построения системы регулирования плановой застройки всех населенных пунктов.

«На текущий момент мы видим, что министерство промышленности и строительства переименовало данный Градостроительный кодекс в Строительный кодекс, и дело не только в названии. Дело в том, что регулирует этот кодекс. Мы спустились от необходимости регулирования застройки городов – к регулированию строительства конкретного объекта. То есть, грубо говоря, министерство немного исказило саму идею, которую подавал президент, и сфокусировалось на регулировании строительства конкретного объекта, здания: школа, жилой дом и так далее», - уточнил Кайрат Кокенов. По его мнению, ключевую проблему по систематизации застройки населенных пунктов этот Строительный кодекс не решает.

«Второй момент, мы говорим о концептуальном стратегическом плане на 10-20 лет по развитию наших населенных пунктов, по развитию самого процесса строительства, проектирования, эксплуатации, и так далее. На текущий момент в Казахстане отсутствует отраслевая стратегия, стратегия индустрии, и я думаю, что это является корневой проблемой, почему министерство и профессиональное сообщество не могут прийти к одному мнению, потому что у нас нет стратегических целей, куда мы идем. Оттуда и разное понимание, какой документ должен быть», - считает эксперт.

ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ

Исполнительный директор ОЮЛ «Союз профессиональных инженеров» Мелик Алпысбаев считает, что основная цель кодекса заключается в создании благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека.

«Каждая глава должна быть этому подчинена. И вся цепочка деятельности всех участников архитектурной, градостроительной, строительной деятельности должна быть нанизана на непрерывную цепь этапов, необходимых этапов для реализации каждого проекта. И при этом никаких пробелов не должно быть, которые имеют место сегодня. Сегодня охвачены регулировкой только этапы, где начинается движение денежных средств. Это начинается с отвода земельного участка, предпроектные работы, это проектирование, это производство строительно-монтажных работ. А главная цель создания благоприятной среды обитания и жизнедеятельности человека исчезла», - подчеркнул Мелик Алпысбаев.

В свою очередь, президент РОЮЛиИП «Национальная ассоциация проектировщиков Казахстана» Мейрбек Жаманкулов подчеркнул, что проект Градостроительного кодекса должен быть возвращен мажилисом – в правительство на доработку.

«Даже не на доработку, а полностью, я думаю, на переработку», - резюмировал глава ассоциации.

ГОСЭКСПЕРТИЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОНОПОЛИЗИРОВАНА

В свою очередь, председатель правления профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций» Бирлик Ережепов считает, что статья 118 проекта Строительного кодекса полностью монополизирует экспертную деятельность в пользу Госэкспертизы. По его словам, восемь лет назад государство сделало все, чтобы уйти от монополии, чтобы повысить качество работ, снизить сроки и цены, а сейчас отыгрывает ситуацию обратно.

«Хочу дам, а захочу отберу», - это очень плохой сигнал для рынка. Бизнес сильно задумается, стоит ли верить министерству промышленности и строительства в следующий раз. Было бы еще понятно, если бы Госэкспертиза давала наилучшее качество работ по сравнению с негосударственными экспертами, но ведь этого нет», - подчеркнул Бирлик Ережепов.

По его данным, согласно ст. 118 нового кодекса, экспертная деятельность, отнесенная к государственной монополии, предусматривает передачу всех объемов экспертных работ в системе негосударственной экспертизы в госмонополию до 100%.

«И тем самым, фактически будет ликвидирован институт негосударственной экспертизы проектов в строительстве, который был создан соответственно с программой «100 шагов», 47-ой шаг, передача экспертизы проектов в конкурентную среду. Тем самым, госорган показывает, что он непоследователен в своих действиях. Мы сами видим, что у нас часто принимаются государственные программы, но ни одна государственная программа не доводится до конца, и никто отчет фактической реализации государственных программ мы нигде не видим», - уточнил эксперт.

Он подчеркнул, что предложенный министерством вариант статьи 118 проекта Кодекса в корне отличается от первого варианта, который был направлен на согласование в «Атамекен» и отраслевым ассоциациям, и был размещен на портале «Открытые НПА».

«Вместе с тем, в Мажилис был направлен третий вариант кодекса, который госорган переработал по своему усмотрению, и не согласовал ни с НПП, ни с отраслевыми аттестациями. То есть, пренебрег мнением профессионального сообщества. Статья 118 проекта кодекса разработана с нарушением Предпринимательского кодекса и закона «О нормативных правовых актах», который предусматривает, что в введение регуляторного воздействия необходимо провести анализ возможных рисков и провести анализ регуляторного воздействия», - резюмировал он.

По его словам, предлагаемая норма ст. 118 повлечет массовое увольнение персонала аккредитованных экспертных организаций, которые сейчас работают в более 200, и увольнение более 2000 сотрудников, и принесет огромные финансовые убытки экспертному сообществу.

На следующий день пресс-служба министерства промышленности и строительства разместила пресс-релиз, в котором сообщила, что информация о некачественной разработке проекта Строительного кодекса РК не соответствует действительности.

Так, относительно полной ликвидации частной экспертизы в ведомстве сообщили, что начиная с 2015 года в конкурентную среду передано 80% объемов экспертных работ, государственной экспертной организацией проводится только 20% экспертизы (в 2015 г. – 20 %, в 2016 г. –38 %, в 2017 г. – 65 %, в 2018г. – 73 %, в 2019 г. – 76 %, в 2020 г.- 2022 гг. – 80 %, 2023г. – 86%). К компетенции государственной экспертной организации относится 14% - это уникальные проекты, и проекты имеющие стратегическую важность и техническую сложность, которые содержат угрозу возникновения техногенных и экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека.

«Экспертиза в непозволительно короткие сроки и некачественный анализ проектной документации ведет к возникновению рисков обрушения зданий и бедствий. Учитывая вышеизложенное и последние техногенные события в мире, Правительством РК принято решение закрепить за государственной монополией экспертной деятельности, проекты строительства, связанные с жизнедеятельностью человека и его безопасностью, в целях исключения рисков обрушения зданий», - уточнили в МПС.

По информации министерства, предлагаемая редакция относительно госмонополии в сфере экспертизы в проект Строительного кодекса предложена в соответствии с поручениями Руководства Администрации Президента РК, Правительства РК, аудитом Высшей аудиторской палаты, проведенным в 2023 году.

«Государство вправе ограничивать конкуренцию в тех сферах деятельности, в которых реализация товаров на конкурентном рынке может оказать негативное влияние на состояние конституционного строя, национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения, путем закрепления законом исключительного права государства. С момента передачи экспертизы проектов строительства в конкурентную среду, частными экспертными организациями допускаются существенные нарушения», - уточняет пресс-служба ведомства.

Учитывая изложенное, а также в целях обеспечения должного контроля, Правительством Республики Казахстан (поручение Президента Республики Казахстан Қ. Тоқаева от 26 июня 2019 года № 19-1823-1) исполнение «47 шага» завершено.

«В этой связи, по мере принятия Строительного кодекса, объемы экспертизы проектов строительства будут пересмотрены и утверждены соответствующим нормативным правовым подзаконным актом», - резюмировали в министерстве.

Пресс-служба ОСДП

Смотрите также:
Депутатские запросы