Утилизационный сбор: путь к развитию промышленности или к ее дальнейшей деградации

Автомобиль сегодня – это не роскошь, а основное средство передвижения, которое имеет значимую роль в экономии времени. Состояние автомобильного рынка косвенно характеризует социально-экономическое развитие страны. По данным на 1 января 2023 года в Казахстане зарегистрировано примерно 3,9 млн легковых автомобилей. За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в 3 раза.

Согласно информации Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), несмотря на глобальные вызовы, проблемы с поставками автомобилей, дистрибьюция или производство которых базировалось в России, рынок смог переориентироваться - появились новые бренды в Казахстане, расширился ассортимент выпускаемых автомобилей на существующих заводах в стране. В региональном разрезе самый большой объем производства в сфере автомобилестроения традиционно пришелся на Костанайскую область и Алматы: 614,2 млрд и 454,4 млрд тенге соответственно. В совокупности эти области производят 89% от всего объема по Казахстану.

Мы провели комплексный анализ и сравнили цены на недавно выпущенные автомобили одного года выпуска и комплектации. Изучая стоимость автомобилей популярных и производимых в Казахстане марок и моделей, можно сделать вывод, что локализация производства автомобилей на территории нашей страны – настоящая пыль, брошенная в глаза простых граждан. Ведь во все времена импортозамещение было направлено на снижение цен на производимую продукцию, однако в нашей стране, как и многое другое, автопром работает в обратном направлении.

Так, лидер по продажам в Казахстане, согласно данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ), Chevrolet Cobalt в комплектации Optimum MT с 1,5-литровым атмосферным двигателем имеет ценник от 6 190 000 тенге. В мае 2022 года было продано 2630 автомобилей Chevrolet, что составляет 31.7% рынка АО «СарыаркаАвтопром», завод которой расположен в Костанае. Для производства Шевроле в Костанае было создано совместное предприятие с участием ГК «Аллюр» (владелец «СарыаркаАвтопрома») и узбекского холдинга «Узавтосаноат» (владелец бывшего завода GM Uzbekistan). В соседнем Узбекистане, откуда пришел к нам данный «народный автомобиль», стоимость аналогичной комплектации Chevrolet Cobalt стартует с 4 800 000 тенге.

Аналогичная ситуация складывается с автомобилями из поднебесной, к примеру Geely Coolray в комплектации Standart и EXEED LX в сборке Luxury у автодилеров Казахстана и Китая имеют разницу в розничной цене практически в 2 раза. Возникает вопрос – зачем нам такой автопром?

Если уходить в более глубокий анализ ценообразования, разница в цене на автомобили становится более ясной. В 2016 году в Казахстане введен обязательный утилизационный сбор для импортных автомобилей. Его обязаны платить казахстанские автопроизводители, официальные импортеры автомобилей иностранного производства, импортеры и регистраторы автомобилей из ЕАЭС и других стран. Проще говоря, утилизационный сбор — это налог на автомобили, ввозимые из-за границы. Иными словами это те суммы, которые пойдут на переработку автомобиля в будущем, когда он перестанет быть полезным, после его полного износа. Сумма «налога» по каждому виду техники колеблется от 460 000 тенге до 14 000 000 тенге.

Сегодня окончательная сумма утилизационной платы зависит от нескольких факторов. Во-первых, базовая ставка сбора составляет 50 МРП или 153 150 тенге. Во-вторых, расчетный коэффициент, который зависит от объема двигателя и категории автомобиля. Например, при ввозе Toyota Camry с двигателем 2,5 литра утилизационный сбор составляет 1 531 500 тенге, а за Toyota Camry с двигателем 3,5 литра необходимо заплатить 3 522 450 тенге. А если добавить к этому стоимость купленной машины, прочие налоги и расходы, то станет ясно, что не всем это по карману и лучше отдать предпочтение «местному кобальту».

Подводя итоги всего вышеизложенного, становится понятно, что трансформация Нового Казахстана, а именно его индустрально-инновационное развитие, не направлена на улучшение качества жизни простых казахстанцев, а скорее на увеличение капитала местной олигархии. Государство по-прежнему способствует развитию казахстанского автопрома именно в таком виде, где даже банальный аккумулятор, не имеет метки «Сделано в Казахстане», где простой обыватель покоряет автомобильные рынки Грузии и Южной Кореи и, даже с учетом оплаты первичной регистрации и таможенных сборов, данный ввезенный автомобиль становится ему намного выгоднее, чем приобретение нового авто отечественной сборки.

Кроме того, дороговизна автомобилей производимых (ремарка – собираемых) в Казахстане, объясняется тем что нет живой и здоровой конкуренции. Конкуренция вынуждает что-то менять в своем бизнесе, а что-то менять – это по сути означает инновации. Отсутствие конкуренции приводит к тепличным условиям для госпредприятий, к отсутствию должного давления на менеджмент сточки зрения внедрения современных технологий. В то время как здоровая конкуренция – это неотъемлемая часть для движения бизнеса вперед. Именно благодаря конкуренции появляются новые продукты, новые услуги, повышается их качество. Только с хорошими конкурентами можно понять, какие ошибки не совершать и какие правильные решения внедрить в свой бизнес.

ОСДП последовательна в своих действиях и идеях, и всё также держит курс и является флагманом в борьбе с олигархией и олигархической экономикой, одним из механизмов обогащения которых является – утилизационный сбор!

Костанайский областной филиал

Смотрите также:
Депутатские запросы